Министерство цифрового развития, информационной политики и массовых коммуникаций Чувашской РеспубликиЧăваш Республикин Цифра аталанăвĕпе информаци политикин тата массăллă коммуникацисен министерстви

Точка сборки цифровой экономики (ComNews)

На минувшей неделе прошло первое заседание совета по развитию цифровой экономики (ЦЭ) при Совете Федерации. Этот орган позиционируется как площадка обмена мнениями между участниками процесса построения ЦЭ. В России еще как минимум три структуры также позиционируют себя аналогичным образом и нацелены на то, чтобы стать центрами компетенции в области ЦЭ или как минимум отдельных ее составляющих. Надо признать, что вопросов в процессе цифровизации экономики хватает и для того, чтобы появление новых структур, стремящихся встать во главе процесса, не стало еще одной из таких проблем, следовало бы подумать над тем, чтобы на законодательном уровне закрепить единую точку принятия окончательных решений по тем или иным проектам в рамках цифровой экономики.

На прошедшем заседании совета по развитию цифровой экономики при Совете Федерации возглавляющий его заместитель председателя верхней палаты российского парламента Андрей Турчак заметил, что Совет должен стать не бюрократическим органом, а площадкой обмена мнениями, а также заняться законотворческой поддержкой развития ЦЭ и парламентским контролем за исполнением одноименной национальной программы на региональном уровне.

Отметим, что в нашей стране уже существуют несколько структур, которые также позиционируют себя как площадки, призванные объединить компетенции бизнеса, государства и научного сообщества в стремлении создавать и развивать проекты в области ЦЭ.  В частности, АНО "Цифровая экономика" (как сообщается на официальном сайте) создана в целях предоставления услуг в сфере развития цифровой экономики, в том числе путем поддержки общественно значимых проектов и инициатив в указанной сфере, а также координации взаимодействия между бизнес-сообществом, научно-образовательными организациями, иными сообществами и органами государственной власти. Напомним, что АНО "Цифровая экономика" создали ряд крупных государственных и частных компаний ("Ростелеком", "МегаФон", "ВымпелКом", МТС, Сбербанк, "Яндекс", "Почта России", Ростех, Mail.Ru Group и другие). В марте 2018 г. распоряжением правительства было утверждено вхождение Российской Федерации в состав учредителей АНО "Цифровая экономика".

Еще одна из таких организаций – АНО "Институт развития интернета" (ИРИ). После прихода нового руководства ИРИ весной текущего года объявил новую повестку и ключевые направления деятельности. Организация планирует стать координационным центром по взаимодействию между государством и цифровой индустрией, разработчиком предложений по совершенствованию госполитики в цифровой среде, а также организатором образовательных программ по цифровой трансформации государственного и муниципального управления, более эффективной площадкой для межотраслевого диалога и согласования инициатив участников рынка.

Наконец, очевидную ориентацию на то, чтобы встать во главе процесса цифровизации экономики, демонстрирует профильное министерство. Минкомсвязи было переименовано в Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций (Минцифры), а возглавил его Константин Носков – человек, активно занимавшийся вопросами ЦЭ, занимая пост руководителя АНО "Аналитический центр при правительстве РФ" (АЦ). Согласно постановлению правительства, именно на АЦ возложены функции проектного офиса по реализации программы "Цифровая экономика". На сайте regulation.gov.ru в июне текущего года был опубликован проект постановления правительства РФ, согласно которому, полномочия Минцифры будут расширены. Оно получит ряд полномочий по подготовке и реализации программы "Цифровая экономика РФ" (см. новость ComNews от 28 июня 2018 г.).

Надо признать, что вопросов в процессе цифровизации экономики хватает. Один из них, о котором говорили участники дискуссии на первом заседании Совета по развитию цифровой экономики при Совете Федерации, заключается в том, что российские федеральные министерства и ведомства продолжают заказывать информационные системы, даже если похожие разработки уже были оплачены из бюджета другими госструктурами. Аналогичная ситуация наблюдается и на региональном уровне. Каждый субъект федерации самостоятельно заказывает различные ИТ-системы, тратя деньги на то, что в другом регионе, возможно, уже сделано.

При этом отметим, что вопрос цифровизации регионов стоит на повестке дня и у ИРИ. С недавних пор ИРИ занялся реализацией проекта "Цифровой регион". Он нацелен на сокращение отставания в цифровизации регионов через распространение успешного опыта внедрения цифровых технологий в практику регионального управления. Проект охватывают ключевые сферы жизни региона - здравоохранение, образование, промышленность, финансы, транспорт, ЖКХ, взаимодействие с жителями. Директор ИРИ Сергей Петров назвал проект "Цифровой регион" одной из ключевых тем ИРИ в 2018 г.

Появление новых структур, целью которых является создание проектов, помогающих экономике перейти на "цифровые рельсы" - дело нужное и важное. Но чем больше таких структур появляется, тем сложнее скоординировать их действия для того, чтобы избежать дублирующей работы. Например, не ясно на данный момент, будут ли инициативы Совета по развитию ЦЭ на региональном уровне каким-то образом согласовываться с той же программой "Цифровой регион" ИРИ, или с похожими инициативами АНО "Цифровая экономика".

Даже если инициативы различных структур от ЦЭ не будут пересекаться напрямую, а лишь дополнять друг друга, все равно возникает вопрос о "лоскутном одеяле" из разнообразных инициатив, аналогично тому, как сейчас обстоят дела с внедрением ИТ-систем в госорганах на федеральном и региональном уровнях. В такой ситуации правильным было бы, чтобы на законодательном уровне была обозначена единая точка принятия окончательных решений по всем проектам цифровой экономики.

Создавать в данной ситуации еще одну надстройку (условный "совет советов по цифровой экономике") нецелесообразно, поскольку это только добавит бюрократии в принятии решений и негативно скажется на эффективности реализации проектов ЦЭ. Правильным было бы на законодательном уровне наделить полномочиями одну из существующих структур.

Приоритетными видится наделение такими полномочиями либо Минцифры, либо АНО "Цифровая экономика". С трибуны заседания Совета по развитию цифровой экономики при Совете Федерации председатель Счетной палаты РФ и председатель совета Центра стратегических разработок Алексей Кудрин заявил, что программе "Цифровая экономика РФ" нужен единый архитектор, и предложил на эту роль главу Минцифры Константина Носкова. Последний, правда, публично открестился от этого предложения, мотивировав это отсутствие глубоких знаний в ИТ и информационных системах.

Возможно, собирательный образ главного архитектора программы "Цифровая экономика РФ" будет к лицу АНО "Цифровая экономика", в которой широко представлены представители бизнес-сообщества и эксперты. Кроме того, это АНО плотно взаимодействует с Минцифры. Напомним, что распоряжением российского правительства №1237-р от 21 июня 2018 года министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Константин Носков, а также помощник президента РФ Андрей Белоусов были назначены представителями Российской Федерации в наблюдательном совете АНО "Цифровая экономика". Кроме того, Константин Носков этим же указом назначен представителем РФ в собрании учредителей АНО "Цифровая экономика".



ComNews