Министерство цифрового развития, информационной политики и массовых коммуникаций Чувашской РеспубликиЧăваш Республикин Цифра аталанăвĕпе информаци политикин тата массăллă коммуникацисен министерстви

Треть россиян не пользуется проводным интернетом (Ведомости)

За год в России удвоилась аудитория тех, кто пользуется интернетом исключительно на мобильных устройствах, которые оказались вполне способны заменить компьютеры

В 2018 г. 35% всех российских пользователей интернета (32 млн человек) выходили в сеть лишь с помощью мобильных устройств – смартфонов и планшетов, отчиталась исследовательская компания GfK. Впервые GfK отметила такой тип пользователей в 2017 г., и они сразу же заняли долю в 18% всех взрослых пользователей интернета.

GfK анализировала поведение россиян старше 16 лет. В возрастной группе от 16 до 29 лет насчитывался 41% таких пользователей, от 30 до 54 лет – 30%. А среди пользователей старше 55 лет около 9% выходили в сеть исключительно с помощью мобильных устройств, гласит отчет GfK.

Всего же мобильным интернетом в России пользуется 73 млн человек, что составляет 61% взрослого населения страны. Они все чаще выходят в сеть с помощью смартфонов: в 2018 г. таких пользователей было 59%, что на 7 п. п. больше, чем в 2017 г. А вот популярность планшетов падает. В 2018 г. с планшета в интернет выходило 14% россиян, что на 6 п. п. меньше, чем в 2017 г., сообщает GfK.

Интернет в скором будущем может стать прежде всего мобильным и только во вторую очередь десктопным, прогнозирует руководитель отдела медиаисследований GfK Rus Сергей Кетов. Это означает смену приоритетов для разработчиков цифровых продуктов, для коммуникаций, рекламы. Производителям, ритейлерам и поставщикам контента уже сейчас стоит убедиться, что их текущие продукты готовы для мобильных пользователей, советует Кетов.

По данным GfK, всего в 2018 г. интернетом пользовалось 75,4% россиян старше 16 лет, т. е. 90 млн человек. За год эта аудитория выросла на 3 млн и 2,4 п. п. Проникновение интернета среди молодежи и людей среднего возраста уже близко к предельным значениям, рост аудитории происходит в основном за счет людей старшего возраста, пишет GfK.

Ранее, в августе – ноябре 2017 г., Deloitte провела опрос более 1000 человек (и города, и села, возраст от 16 до 65 лет) и выяснила, что около 16% российских домохозяйств пользовались исключительно мобильным интернетом. По данным Deloitte, этот показатель выше, чем во Франции (9,8% домохозяйств), но ниже, чем в Канаде и Турции (24,3 и 27,3% соответственно). Медные и оптические интернет-кабели до сих пор есть не везде, объясняли появление исключительно мобильных пользователей интернета аналитики Deloitte, а LTE-доступа на скорости 10–30 Мбит/с достаточно для решения большинства повседневных задач и он недорог, так что незачем одновременно платить и за мобильный, и за проводной интернет.

Но хоронить проводной интернет рано, поскольку он незаменим для просмотра ТВ и видео в высоком разрешении, предупреждала Deloitte. Мобильный доступ также недостаточно быстр и надежен для телемедицины и образовательных сервисов. Но переход на сети сотовой связи пятого поколения с гигабитной скоростью передачи данных увеличит эффективность работы мобильных сетей, заключала Deloitte.

Данные о том, какова была аудитория исключительно мобильных пользователей до 2017 г., не раскрывают ни Deloitte, ни GfK. Исходя из данных исследований, темпов роста скоростей в сетях LTE и зоны их охвата можно предположить, что в 2016 г. исключительно мобильный доступ использовали в 12–13% российских домохозяйств, в 2015 г. – примерно в 11%, подсчитал гендиректор Telecom Daily Денис Кусков.

Про словам Кускова, в России до сих пор фиксированным интернетом не охвачено примерно 40% домохозяйств: это и есть потенциальная аудитория исключительно мобильного интернета. Фиксированным интернетом могут не пользоваться арендаторы квартир, а также молодежь, привыкшая к портативной электронике, перечисляет он. Наконец, есть и те, кто пользуется только мобильным интернетом, но за фиксированный продолжает платить по инерции, добавляет Кусков.

Количество тех, кто использует только мобильные устройства, растет, уверен представитель МТС Алексей Меркутов. Они почти не уступают стационарным при решении повседневных типовых задач: пользовании мессенджерами, работе с электронной почтой, социальными сетями, перечисляет он. Мобильные устройства все чаще используются как единственное устройство и для развлечений, и для работы, тогда как десктопы остаются востребованными в офисах, а также, к примеру, для киберспорта или профессиональной обработки фото или видео. Хотя современные смартфоны не могут решить всех задач пользователя, они позволяют потреблять практически весь контент, который ранее был доступен только пользователям настольных компьютеров и ноутбуков, соглашается гендиректор «ТМТ консалтинга» Константин Анкилов.

Мобильный интернет нужен в первую очередь для оперативных задач, когда речь идет о легком трафике – мессенджерах, социальных сетях, интернет-серфинге, отмечает представитель «Ростелекома» Валерий Костарев. Но проводной интернет незаменим, например, когда пользователь закачивает кино в домашней сети, а также для онлайн-игр, заключает он. При этом дома люди активно подключаются к WiFi-сетям, отмечает Костарев.

Благодаря проникновению смартфонов с поддержкой 4G число пользователей мобильного интернета растет, но пока переток фиксированного трафика в мобильные сети заметен слабо, рассказывает представитель «Мегафона». По его словам, все большим спросом пользуются конвергентные продукты, объединяющие мобильную и фиксированную связь. У пользователей растут требования к смартфонам – они все чаще выбирают устройства с качественными экранами диагональю более 4,5 дюймов, говорит представитель «Т2 РТК холдинга» (бренд Tele2) Ольга Галушина. Рост активности интернет-пользователей отмечает и представитель «Вымпелкома» (бренд «Билайн»). По итогам III квартала среднее потребление трафика абонентами оператора выросло на 34%, рассказывает его представитель.



Ведомости
15 января 2019
09:56
Поделиться