Министерство цифрового развития, информационной политики и массовых коммуникаций Чувашской РеспубликиЧăваш Республикин Цифра аталанăвĕпе информаци политикин тата массăллă коммуникацисен министерстви

Уроки по цифровой грамотности (Известия)

Куратор программы «Цифровая экономика» Олег Подольский — об информационном просвещении

Развитие технологий, автоматизация труда и перевод в цифровую плоскость привычных действий и занятий ведет к тому, что всё больше растет востребованность не только компетенций, но и цифровой грамотности. Так, к 2021 году не менее 40% населения должны обладать соответствующими умениями для работы с цифровыми технологиями. Такая задача стоит перед Центром компетенций по направлению «Кадры и образование» программы «Цифровая экономика».

Возникает вопрос, что же понимать под цифровой грамотностью. Существует множество определений. Мы понимаем под ней набор знаний и умений, которые необходимы для безопасного и эффективного использования технологий в повседневной жизни.

Вопрос безопасности при массовом использовании — наиболее острый. Согласно исследованию, проведенному Национальным агентством финансовых исследований (НАФИ), более 20% опрошенных проводят платежи через открытые Wi-Fi сети, не задумываясь о том, где они размещают свои данные по банковской карте. По другим вопросам, связанным с персональными данным, ситуация еще тревожнее: 72% интернет-пользователей размещает в сети личные фотографии, а каждый пятый выкладывает сведения не только о себе, но и о своих родственниках. Зачастую этим легко пользуются мошенники.

Что касается эффективности использования цифровых технологий, в том числе ресурсов интернета, то здесь тоже возникают определенные трудности. На текущий момент едва ли можно назвать нашу страну лидером цифровизации: доступность интернета в России по сравнению с Европой до сих пор достаточно низкая — чуть более 70% против 90%; далеко не у всех есть кредитные карты, и уж точно не каждый россиянин в состоянии записаться к врачу через сайт «Госуслуги». Более того, согласно исследованию НАФИ, лишь 42% россиян пользуются мобильным. Нам есть куда расти и развиваться.

Люди, как правило, либо не знают про возможности, предоставляемые цифровыми технологиями, либо их жизнь и без них прекрасна, и потребности просто нет. Сейчас большая часть экономики стоит на аналоговых рельсах, и организация труда, в том числе на большом количестве предприятий, не требует от человека использования современных цифровых технологий. То же самое происходит и в повседневной жизни. Преимущества сервисов в оптимизированном цифровом формате не всегда донесены до потенциальных пользователей, что создает определенный мотивационный барьер. Его нужно преодолевать.

Так, в первую очередь всем необходимо договориться о том, что понимается под главным в XXI веке типом грамотности: и исследователи, и работодатели, и государство понимают данное явление по-разному. Нужно прийти к общему понимаю того, чем же для современного человека является цифровая грамотность, и как определяется этот базовый уровень знаний и умений. Далее стоит провести аппробационное, а затем широкомасштабное исследование, чтобы найти зоны риска цифровой безграмотности: где нет необходимой инфраструктуры, либо люди не имеют мотивации к использованию цифровых сервисов и услуг, либо не располагают необходимыми умениями и знаниями. Необходимо выявить причины отсутствия мотивации и выработать специальные механизмы, чтобы преодолеть это нежелание.

На основании полученной информации в рамках программы «Цифровая экономика» будет разворачиваться программа по предоставлению персональных цифровых сертификатов. Они представляют собой систему стимулирующих выплат государством, с помощью которых у взрослых и детей появится возможность сформировать индивидуальную траекторию развития по освоению компетенций цифровой экономики и развитию цифровой грамотности. Будут запущены конкурсы на разработку эффективных образовательных программ. Данные мероприятия заложены в федеральный проект «Кадры для цифровой экономики».

Цифровая грамотность современного населения — самая высокая стена, которая выросла на пути к цифровой экономике. И преодоление этой стены — одна из задач этой программы.

Автор — куратор от Агентства стратегических инициатив направления «Кадры и образование» программы «Цифровая экономика»

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции



Известия
26 июля 2018
09:24
Поделиться