Выступление заместителя министра М.В. Анисимова об итогах развития отраслей информационных технологий и связи в Чувашии

Развитие информационного общества 

Целью формирования и развития информационного общества в Чувашской Республике является повышение качества жизни граждан, обеспечение конкурентоспособности республики, развитие экономической, социально-политической, культурной и духовной сфер жизни общества, совершенствование системы государственного управления на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий.

Информационное общество характеризуется высоким уровнем развития информационных и телекоммуникационных технологий и их интенсивным использованием гражданами, бизнесом и органами государственной власти.

Реализация направлений региональной информатизации, развитие которой ведется в рамках государственной программы «Информационное общество Чувашии», позволила создать в республике информационно-телекоммуникационную инфраструктуру, сформировать основные органы управления региональной информатизацией, ввести в эксплуатацию и поддерживать отраслевые и инфраструктурные региональные информационные системы, в том числе предназначенные для оказания услуг гражданам в электроном виде.

В Чувашской Республике возможность предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде обеспечена через Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) (далее – ЕПГУ). По итогам 2017 года значение индикатора «Доля граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме» составило 60%.

Данные по показателю за 2017 год являются предварительными, итоговые значения будут известны после опубликования результатов ежегодного исследования Росстата (предварительно в середине марта 2018 года).

Одним из важнейших направлений деятельности по развитию инфраструктуры предоставления услуг в электронном виде является повышение доступности центров обслуживания единой системы идентификации и аутентификации (далее – ЕСИА) для жителей республики.

В Чувашской Республике развернута сеть центров обслуживания пользователей, где все желающие могут зарегистрироваться на ЕПГУ и тут же подтвердить учетную запись. Это можно сделать на базе всех МФЦ в муниципальных районах и городах, в центрах занятости населения Чувашской Республики, отделениях Пенсионного фонда Российской Федерации по Чувашской Республике – Чувашии, регистрационно-экзаменационных отделениях Управления ГИБДД МВД по Чувашской Республике, отделах ЗАГС, Главном управлении по вопросам миграции МВД России, БУ «Центр информационных технологий» Мининформполитики Чувашии.

По данным Минкомсвязи России по состоянию на конец декабря 2017 года, доля жителей республики, зарегистрированных на ЕПГУ, составляла 52%, это больше уровня прошлого года в 1,5 раза. Среди субъектов Российской Федерации по данному показателю Чувашия занимает 43 место (из 85), в Приволжском федеральном округе – 8 место.

В 2017 году Чувашия подключилась к проекту «Мультирегиональность ЕПГУ». Соглашение о взаимодействии с федеральной государственной информационной системой «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее – Соглашение) было подписано между Минкомсвязью России и Мининформполитики Чувашии. Во исполнение данного Соглашения Мининформполитики Чувашии и ПАО «Ростелеком» заключили Государственный контракт, в рамках которого проведены работы по развитию регионального сегмента федеральной государственной информационной системы ЕПГУ, в том числе по переводу государственных и муниципальных услуг Чувашской Республики на обновленную версию ЕПГУ. Это позволит жителям Чувашии воспользоваться всеми возможностями федерального портала: новыми сервисами, улучшенным личным кабинетом, расширенной помощью и многим другим.

Одним из важнейших направлений развития электронного правительства в России и Чувашии является и переход органов государственной власти и органов местного самоуправления на межведомственное электронное взаимодействие (СМЭВ). Система позволяет избавить граждан от необходимости повторно предоставлять документы в различные ведомства, которые уже располагают такими документами в электронном виде, благодаря чему отпадает необходимость стоять в очередях, собирая различные справки. Исключение составляют только документы персонального хранения (паспорт, водительские права и т.д.), которые гражданин обязан предъявлять лично.

К СМЭВ подключены все органы власти республики, количество активных пользователей достигает 2 тысяч. В 2017 году это позволило 99% от всех межведомственных запросов к федеральным органам власти направить посредством СМЭВ, сократив при этом время оказания государственных и муниципальных услуг гражданам.

СМЭВ продолжает свое развитие и сейчас идет планомерная работа по переходу на обновленный формат взаимодействия СМЭВ версии 3.0. Задача республики здесь осуществить своевременный переход на электронное взаимодействие по новой технологии. Внедрение СМЭВ 3.0 позволит сократить расходы на разработку и поддержку сервисов СМЭВ, а также значительно повысит качество оказываемых государственных услуг.

В республике в полной мере используются возможности Портала органов власти Чувашской Республики в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», который является одним из самых популярных сайтов среди органов власти России. Он объединяет более 780 сайтов органов власти, муниципалитетов, подведомственных организаций органов власти, территориальных органов федеральных органов власти.

В 2017 году начат масштабный проект по модернизации сайтов органов власти Чувашской Республики. Обновлённая версия конструктора сайтов разработана с учетом современных требований и актуальных тенденций развития электронного правительства. В частности, заработала полноценная версия для мобильных устройств, появились инструменты для распространения информации в социальных сетях. До конца этого года на новую версию сайтов перейдут все органы исполнительной власти Чувашской Республики, в 2018 году – органы местного самоуправления Чувашской Республики.

В целях предоставления гражданам общественно значимых данных из информационных систем и баз данных органов власти без направления специального запроса в республике функционирует портал «Открытые данные» Чувашской Республики. Данные на нем доступны в машиночитаемой форме, то есть пригодны для повторного использования и загрузки в собственные базы пользователей открытых данных и для обработки с помощью специальных технических инструментов.

Ресурс призван помочь населению республики получать общественно значимую информацию об органах власти без специального запроса. Это могут быть данные о государственных расходах, о расположении школ, больниц и детских садов, о загрязнении окружающей среды, уровне преступности и многое другое. Портал «Открытые данные» Чувашской Республики полезен разработчикам различных программ и приложений, а также всем активным жителям республики.

В Чувашской Республике создан геоинформационный портал Чувашской Республики, который является основой для функционирования межотраслевой комплексной геоинформационной системы Чувашской Республики, формирования и развития ИПД Чувашии; созданы базовые условия для развития единой ГИС, в том числе нормативно-правовые, программно-аппаратные, информационные, методические.

В целях реализации Указа Главы Чувашской Республики от 22 октября 2012 года № 117 «О мерах по созданию межотраслевой комплексной геоинформационной системы Чувашской Республики» на Геопортале Чувашии размещена информация о 500 тыс. объектах республики с более чем 100 информационных тематических слоёв. Интернет-ресурс предназначен для предоставления актуальной информации из единого источника пространственных данных об объектах, находящихся на территории республики. Ресурс доступен на мобильных устройствах на базе операционных систем Android и iOS.

 Геопортал Чувашии содержит геоинформационный ресурс – «Открытые данные Росреестра Чувашии» с общедоступными сведениями, внесенными в государственный кадастр недвижимости. Доступные сведения особенно полезны при покупке или продаже земельных участков. Кроме того, с помощью данного сервиса пользователь дистанционно, не выходя из дома, может узнать, какие земельные участки имеют четкие границы, а какие до сих пор не оформлены и не поставлены на учет.

В результате последних работ по развитию инфраструктуры пространственных данных Чувашии на республиканском Геопортале запущен новый сервис, позволяющий ознакомиться с информацией о наличии доступа к сети Интернет в конкретном населённом пункте Чувашии, результатах и планах по строительству волоконно-оптических линий связи.

Для более эффективного взаимодействия органов власти и населения, оперативного выявления проблем в различных сферах жизнедеятельности в Чувашской Республике функционирует информационный ресурс «Народный контроль». Кроме текстового обращения на чувашском и русском языках к письму можно прикрепить материалы фотофиксации объекта, в отношении которого направляется обращение, а также указать его местоположение, что поможет ускорить решение проблемы.

Подать обращение на портал «Народный контроль» могут граждане, имеющие учетную запись на Портале госуслуг. Главным преимуществом «Народного контроля» является более короткий срок рассмотрения обращений – всего 10 рабочих дней.

 

Развитие сетей связи

Территория Чувашской Республики закольцована оптоволоконным каналом связи и полностью покрыта сетями мобильного интернета. Для пользователей широкополосного интернета доступны оптоволоконные каналы связи и беспроводные 3G-каналы.

Жителям Чувашии доступны все виды современной проводной и беспроводной связи. Сегодня в республике действуют 5 операторов сотовой связи (Билайн, МТС, Мегафон, Теле2, Yota), которые обеспечивают покрытие всей территории региона. Проблемными участками остаются низменная и лесистая местности. Рынок сотовой связи полностью сформирован – сегодня практически каждый житель Чувашии пользуется мобильной связью. Операторы мобильной связи МегаФон, МТС, Билайн и Tele2 развернули в Чувашии свою сеть 4G, в зоне действия которой находятся города Чебоксары и Новочебоксарск, близлежащие районы, а также ряд районных центров.

В рамках соглашения между Кабинетом Министров Чувашской Республики и обществом с ограниченной ответственностью «Т2 Мобайл» о намерениях в сфере развития услуг связи в 2017 году оператором связи построено 60 базовых станций LTE, удвоив их количество в Республике. На сегодняшний день доступ к сети LTE появился у жителей Канаша, Цивильска, Шумерли и еще в девяти районах республики. Также, продолжено развитие сети 3G. Увеличена ёмкость сети и зона покры-тия. Охват абонентов «Теле 2» сетью 3G достиг 80%.

В Чувашской Республике действует 37 операторов связи, предоставляющих доступ к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Наиболее крупные – Ростелеком, Дом.ру, Инфолинк, Чебнет (NETBYNET), Orionet, Novonet, Аквилон, Etherway, Эн-форта, ВИП-Технологии. Услуги по технологии IP-телевидения (кабельное ТВ+Интернет) предоставляют 6 компаний.

В рамках проекта «Устранение цифрового неравенства» (далее - УЦН) 328 населенных пунктов Чувашии с численностью населения от 250 до 500 человек получат доступ к современным услугам связи. В рамках УЦН филиалом в Чувашской Республике ПАО «Ростелеком» сданы в эксплуатацию 80 точек Wi-Fi в Моргаушском, Красночетайском, Батыревском, Ядринском, Красноармейском, Вурнарском, Порецком, Ибресинском, Козловском, Шемуршинском, Шумерлинском, Мариинско-Посадском, Цивильском и Комсомольском районах. Всего в 2017 году было построено около 430 км оптики. С августа 2017 года пользоваться интернетом в точках доступа, построенных по проекту устранения цифрового неравенства, можно абсолютно бесплатно.

Параллельно с сетями связи развивается и другой проект – Цифровое эфирное телевидение. В рамках реализации федеральной целевой программы «Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009-2018 годы» на территории Чувашии ведётся строительство государственной сети цифрового наземного эфирного телерадиовещания. За 2013-17 годы были построены 42 объекта связи, в том числе 14 – на базе существующих вышек. Все эти станции цифрового вещания транслируют сигнал первого мультиплекса (РТРС-1). В 2018 году на этих же объектах продолжатся работы по монтажу передатчиков для вещания второго мультиплекса (РТРС-2). Трансляция цифрового эфирного телевидения ведется в тестовом режиме со всех 42 станций первого мультиплекса, расположенных в Чувашии. Сигналом охвачено 99,0% населения республики.

 

Планы на 2018 год:

На территории республики организована работа по интеграции различных региональных информационных порталов с ЕСИА, что способствует упрощению процедур доступа жителей республики к информационным системам, что особенно важно при обеспечении доступа к услугам, пользующимся большим спросом у населения.

В течение 2018 года планируется завершить интеграцию с ЕСИА всех  информационных систем.

На территории республики функционирует региональная медицинская информационная система «Электронная регистратура», посредством которой осуществляется запись на приём к врачу в электронном виде. С 1 февраля 2018 года станет обязательным авторизация через ЕСИА при записи к врачу в электронном виде.

В настоящее время ведутся работы по организационно-техническим мероприятиям по подключению государственной услуги «Выдача охотничьих билетов федерального образца» к подсистеме ЕПГУ «Концентратор услуг» в соответствии с Едиными функциональными техническими требованиями регионального информационного ресурса, обеспечивающего прием заявлений на выдачу и аннулирование охотничьих билетов единого федерального образца.

Совместно с Минобразования Чувашии провести работы по реализации авторизации граждан в информационной системе «Сетевой город. Образование» посредством Единой системы идентификации и аутентификации.

В 2018 году планируется внедрить единую информационную систему, обеспечивающую предоставление в электронном виде муниципальной услуги «Предоставление информации об успеваемости учащегося (электронный дневник)».

Чувашская Республика входит в число получателей субсидии на информационную кампанию по популяризации государственных и муниципальных услуг в электронной форме в 2018 году. Планируются рекламные кампании на телевидении, радио, размещение наружной рекламы (баннеры), размещение интернет-баннеров и видео.

Также планируется дальнейшая реализация мероприятий проекта «Мультирегиональность»; доработка всех востребованных региональных и муниципальных услуг в части реализации требований постановления Правительства Российской Федерации от 26 марта 2016 г. № 236 (предварительная запись на прием в МФЦ с ЕПГУ, получение результата услуги в МФЦ, оплата госпошлины, досудебное обжалование) и их вывод на ЕПГУ.

 

Прикрепленные файлы

Презентация к выступлению
Скачать
(pptx,   4,41 Mb)